Исторические факты о мозаичном панно

Большей частью панно является декорацией интерьера (реже — украшением фасада, других внешних элементов), что отличает его от других видов искусства. Если картина или скульптура могут рассматриваться вне окружения, легко перемещаться в другое место без потери смысла или культурной ценности, то панно, как правило, конструктивно и концептуально привязано к определенному помещению. Изображения этого типа могут располагаться на:

  • стене;
  • полу;
  • потолке;
  • дверной или оконной арке;
  • дне бассейна или фонтана;
  • колонне;
  • подиуме.

История

История появления мозаичного панно уходит корнями в глубокое прошлое. К тем временам, когда человек впервые заметил, что камень, которым он выкладывает грунт ради укрепления поверхности (тропинки, пола), может складываться в узор, осмысленный рисунок. По-видимому, ещё раньше зародились обрядовые и этнические орнаменты, а выкладывали их не только камешками, но кусочками дерева, шкур или перьями. Их предназначением была защита от враждебных магических сущностей, обозначение территории, племенная или родовая идентификация (подобно более поздней вышивке на одежде).

Постепенно узоры, выложенные камнем или деревом, оторвались от чистой функциональности и превратились в прикладное искусство. Наиболее ранние (из дошедших до нас) образцы относятся к цивилизациям Междуречья. Как правило, это геометрические орнаменты, покрывающие стены, пол, колонны. На античных мозаиках помимо узоров встречаются уже изображения растений, животных мифологических существ. Самая ранняя из таких мозаик была найдена в Коринфе. На ней изображалось колесо в обрамлении геометрических узоров, волн, а также скачущие за леопардами кентавры. Изображения могли нести скрытый или явный месседж, вроде изречения "Познай самого себя", выложенного на стенах храма Аполлона в Дельфах.

История создания панно с более развитым сюжетом началась с расцветом эллинской цивилизации, а затем Римской империи. Сюжет мог быть бытовым (вплоть до эротических мозаик лупанариев), мифологическим или историческим. Так, при раскопках Помпей, была найдена мозаика с изображением битвы при Иссе, где сошлись армии Александра Македонского и персидского царя Дария III. Это один из древнейших дошедших до современности образцов исторического панно.


Развитие технологий

Долгое время существовали лишь композиции, выложенные из камня (включая и природное стекло). Во всяком случае, история изучения панно не выявила артефактов из других материалов. До наших дней, возможно, попросту не дошли образцы из менее прочных веществ. Со временем открывались новые способы создания изображений, использующие различные материалы:

  • каменные (кроме традиционных мозаичных использовались природные узоры натурального камня, которые можно было комбинировать, создавая симметрию);
  • витражи (они составлялись из кусочков цветного и прозрачного стекла);
  • дерево (инкрустация, резьба, которые использовали различные по текстуре и цвету породы);
  • ткань (аппликация, гобелены, распространенные в Средневековье, выполняли кроме оформительской функции тепло- и звукоизоляции);
  • керамика (украшение стен, печей, каминов изразцами, декоративной плиткой с общим сюжетом или орнаментом)
  • комбинированные инсталляции (современные технологии позволяют сочетать множество материалов, применять современный пластик, разнообразные способы печати, воплощать оригинальный дизайн, например, 3D графику).

Хотя к панно часто относят лишь изображения, составленные из кусочков чего-либо, в широком смысле это любой рисунок на стене, полу, потолке, элементах конструкции. Так что, к ним можно отнести не только мозаику или витражи, но и разнообразные росписи, например, фрески, выполненные краской по штукатурке.


Монументальное искусство и элемент дизайна

С античных времен мозаичное панно, с одной стороны, играли роль декоративного элемента в оформлении зданий, а с другой - несли идеологическую нагрузку.

С развитием христианства и расцветом Византийской Империи на стенах культовых сооружений появились портреты библейских персонажей, сцены из Библии. К этой же эпохе относится появление витражей, то есть картин, пропускающих свет.

Со временем они стали одним из доминирующих элементов оформления храмов, монастырей, часовен. Как произведения монументального искусства исторические панно получили большое распространение в Российской империи, а позже в Советском Союзе.

Мозаичные картины вошли в обиход усилиями М. Ломоносова, который разработал технологию производства смальты, сам создал несколько портретов, сюжетных картин. Именно за эти работы Ломоносов стал членом Императорской Академии Художеств, а его панно "Полтавская баталия" стало своеобразным олицетворением эпохи.

В советское время были распространены монументальные картины из камня, украшающие торцы многоэтажных жилых домов, культурных, научных и государственных зданий. Широкое распространение получило оформление с помощью панно станций метрополитена в Москве, Ленинграде, Киеве. Этот стиль стали использовать при оформлении метро в других странах, например, в Венгрии или Чехии.

Вопросы?Звоните!