Гидроабразивная резка любого материала как инструмент ХХI века

Кто не слышал поговорку о том, что вода камень точит? Со временем она способна изменить его форму. Правда, для этого понадобится не один год. А что произойдет, если этот процесс значительно ускорить, и к тому же, увеличить скорость подачи воды? Тогда она способна будет даже резать не только камень, но и другие материалы. И такой процесс называется гидроабразивной резкой.

Гидроабразивная резка как инструмент ХХI века

С таким явлением как водная эрозия человечество знакомо очень давно. Например, реки могут менять свое русло, подмывая берега. И при этом вода способна справляться не только с песком или грунтом, но и с камнем. Наблюдая за этим процессом, умную голову посетила мысль, почему бы не создать станок, который мог бы резать материалы струей воды?

Вначале опыты проводились только со струей воды, а потом в нее стали добавлять абразив. И результат превзошел ожидания, стала доступной не только гидроабразивная резка флорентийской мозаики, но даже и металла. Вначале удалось создать станки, в которых давление воды достигало от 1000 до 2000 атмосфер. Но недаром в этом направлении активно велись разработки, и уже к XXI столетию создано оборудование, где давление воды достигает 10 000 Атм. А скорость струи достигает 1200 м/сек.

Создание флорентийской мозаики в старину

Сегодня мозаика - это нечто само собой разумеющееся. Просто подбираются кусочки цветного камня и выкладывается красивое изображение. Но в старину это было доступно только обеспеченным людям. Ведь технологии обработки данного материала были несовершенные. Существуют 4 техники изготовления мозаики, и наиболее сложной является флорентийский вид. Но каким способом производилась резка флорентийской мозаики в старину, что для этого применялось?

Мозаика начала использоваться еще в Шумере, потом в Древней Египте и Греции. Но искусство флорентийской мозаики появилось в начале XVI столетия. Во Флоренции была создана мастерская, где работали как с драгоценными, так и полудрагоценными камнями. Она стала известной под таким названием как «Галерея Деи Лавори». Техника создания такой мозаики называлась «commesso», что переводится как «состыковывание». Нужно было терять много времени на то, чтобы вначале подобрать, а потом отшлифовать и состыковать камни как можно более точно. При этом применялась их огранка, чтобы не было заметно швов. При резке камня использовались специальные пилы. А их обработка происходила при помощи других камней, для шлифовки применяли абразив.

Флорентийская мозаика на современном этапе

Такое искусство к концу XIX столетия в Европе было забыто, вышло из моды. В России оно появилось в XVIII веке, но известность получило только в средине XIX столетия. Мало кто хотел заниматься этим делом, так как на составления художественной мозаики уходило много времени. Так точно, как и на шлифовку камня. Надо учитывать, что очень важен алгоритм создания в флорентийской мозаики, и к тому же подходят только небольшие кусочки цветных минералов.

Флорентийская мозаика применялась и в советское время. Например, ее можно и сейчас встретить как в метрополитене, так и в разных общественных зданиях. Обычно с ее помощью украшались стены и потолки. Но так как речь идет про монументальные полотна, связанные с коммунистической идеологией, они утратили свою актуальность. В связи с развитием гидроабразивной резки разных материалов искусство флорентийской мозаики снова на подъеме. По крайней мере в России.

Гидроабразивная резка: в чем ее преимущество?

Струя воды под большим давлением и с высокой скоростью, с абразивом, способна творить чудеса. Она способна быстро справиться с деревом, стеклом, камнем, металлом, керамикой. Струя подается через сопло станка, диаметр которого составляет всего лишь от 0,1 до 0,3 мм. 

Можно назвать несколько самых основных преимуществ такой технологии резки.

  1. Материал при этом не нагревается, температура в зоне резки составляет 60-90ºС.
  2. Практически отсутствуют отходы, что очень важно при работе с   вредными материалами, такими как стеклотекстолит.
  3. Толщина  материала может быть до 300 мм.
  4. Таким способом удается резать любую заготовку из твердого материала.
  5. Достигается практически гладкая поверхность реза, шероховатость кромки составляет Ra 1,6 что уменьшает затраты на финишную обработку.

Не стоит забывать и о том, что линия разреза может быть любой: прямой, под углом, криволинейной. А это очень важно при создании не только флорентийской мозаики, но и других художественных композиций для украшения интерьера и экстерьера.

Особенность гидроабразивной резки сегодня

Для многих материалов очень опасно нагревание. Одной из проблем является утилизация устаревших боеприпасов, пришедших в негодность. Снаряды и другие взрывчатые элементы невозможно разрезать обычными методами. Но вот если используется гидроабразивная резка боеприпасов, никаких проблем не будет. Кромки обрабатываемых материалов не только не плавятся, но они не нагреваются больше 90ºС.

А благодаря компьютеризации процесса удается достичь точности резки. Важно и то, что можно запрограммировать этот процесс, и участие человека заключается только в том, чтобы следить за ним и если понадобится, то менять заготовки. Это позволяет заниматься серийной заготовкой необходимых деталей. Благодаря универсальности и быстроте раскроя эта технология считается очень приоритетной. Ведь разрезать за короткое время можно все, начиная от замороженного мяса и заканчивая гранитом или металлом.

Вопросы?Звоните!